Как уменьшить или отменить штраф СФР из-за технического сбоя
Периодически работодатели теряют возможность своевременного направления сведений в СФР из-за технических сбоев в работе программного обеспечения как фонда, так и самого страхователя. В связи с этим у многих страхователей возникает вопрос, можно ли отменить или уменьшить штрафы СФР за несвоевременное представление сведений в подобных ситуациях. Рассказываем, как суды разрешают такие споры.
Сбой при передаче сведений по форме ЕФС-1
Возможность отмены штрафа за просрочку сдачи сведений ЕФС-1 зависит от того, на какой стороне появился сбой в работе системы, отвечающей за передачу данных сведений. В случае, если сбой был со стороны СФР, то в большей части случаев суд встанет на сторону страхователя и отменяет наложенный штраф.В таких спорах судьи исходят из того, что страхователи, передавая в СФР сведения по форме ЕФС-1, отвечают только за свои собственные действия. На работу СФР и ПО, которое использует фонд, страхователи повлиять никаким образом не могут. Поэтому если оборудование, используемое СФР для передачи и принятия сведений от страхователей, по каким-либо причинам перестает работать, то страхователи за это отвечать не должны. Если же оборудование страхователя перестает работать, то тогда он должен нести полную ответственность за несоблюдение сроков подачи данных в фонд.
Например, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 22.02.2024 №А40-175408/2023 признал, что страхователей нельзя штрафовать за технические сбои, произошедшие в работе оборудования СФР.
В этом случае на организацию наложили штраф за несвоевременную подачу сведений по форме ЕФС-1. При этом задержка передачи сведений была обусловлена тем, что СФР не принял отчетность из-за ошибки в работе сертификата шифрования. Суд установил, что спорные сведения организация направила в фонд в пределах установленного для их направления срока. Это подтверждается уведомлением о доставке, а также представленной в материалы дела переписке с оператором ЭДО.
Фонд данные не смог принять, поскольку в оборудовании СФР возникли тех. неполадки с расшифровкой сведений. Причем проблемы возникли из-за того, что СФР своевременно не уведомил операторов связи о предстоящей смене сертификата шифрования (по независящим от страхователя причинам). Поэтому суд признал, что у организации объективно отсутствовала возможность своевременной передачи сведений в СФР, и фонд не вправе был ее штрафовать за несдачу ЕФС-1.
Суды считают, что за работоспособность оборудования, которое передает сведения в электронной форме, отвечает его пользователь (страхователь или СФР). Если оборудование страхователя перестает работать, то он должен нести ответственность за несвоевременную подачу данных в фонд. Если же сбой происходит в работе оборудования фонда, то он не должен накладывать штрафы за несвоевременное представление сведений.Труднее оспорить штраф, если тех. неполадки случился в работе ПО страхователя или компании, которой он передал полномочия на представление сведений в СФР (например, бухгалтерские компании на аутсорсе). Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 18.03.2024 №Ф07-1747/2024 встал на сторону фонда и пояснил, что СФР не может штрафовать организации за несвоевременную сдачу ЕФС-1 только в случаях, когда технический сбой происходит в работе оборудования самого фонда. Аппаратный же сбой в работе компьютерных систем страхователя - полностью его ответственность.
В рассмотренном случае СФР оштрафовал компанию за несдачу ЕФС-1 по причине сбоя в работе тех. системы самой компании. Судьи поддержали фонд, хотя компания направила необходимые сведения сразу же после появления технической возможности для сдачи данной отчетности. Суд пояснил, что нарушение работы компьютерного оборудования относится к организационным вопросам хозяйствующего субъекта и не может признаваться основанием для освобождения от ответственности за совершение правонарушения. От страхователя требуется обеспечивать стабильную и правильную работу ПО, при помощи которого он представляет сведения в СФР. Также страхователь во всех случаях должен своевременно устранять неисправность такого ПО.
В свою очередь Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 30.01.2025 №Ф04-5727/24 по делу № А45-25515/2024 признал, что тех. сбой на стороне страхователя не освобождает от штрафа за несдачу ЕФС-1, но является смягчающим обстоятельством. Установив, что компания не смогла своевременно представить сведения по причине технического сбоя, суд уменьшил наложенный на нее штраф с 300 000 рублей до 20 000 рублей.
Сбой при передаче сведений для назначения пособий
СФР считает неуважительной причиной неполадки в программном обеспечении страхователей, отвечающем за передачу сведений для назначения и выплаты пособий, для несоблюдения сроков передачи указанных сведений. Если работодатель из-за технического сбоя не смог передать сведения в систему электронного документооборота СФР (СЭДО) в течение трех рабочих дней со дня получения запроса СФР, его оштрафуют на 5 000 руб. Штраф следует на основании ч.3 ст.15.2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».Страхователи имеют право отменить такой штраф в судебном порядке, если сумеют доказать, что не смогли своевременно направить сведения для назначения пособий по причине произошедшего технического сбоя. Например, один из таких споров организации-страхователя с СФР рассмотрел Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 04.03.2024 №Ф09-578/24. Организацию оштрафовали на 5 000 рублей за просрочку подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты заболевшему работнику пособия по временной нетрудоспособности. Первоначальный запрос сведений из СФР организация не получила и направила их в фонд, получив повторный запрос спустя 10 дней.
Назначая организации штраф, СФР исходил из того, что технический сбой в ПО, осуществляющем обмен сведениями между страхователем и СФР, не является основанием для освобождения страхователя от ответственности за несвоевременное представление сведений. По мнению СФР, исправность оборудования, отвечающего за передачу сведений, должен контролировать сам страхователь. Если оборудование не работает и не принимает запросы СФР, то виноват в этом только страхователь. Кроме того, в законодательстве нет норм, которые освобождали бы страхователей от ответственности по причине неисправности имеющегося у них оборудования.
Организация оспорила штраф в суде, представив доказательства, что первоначальный запрос СФР к ней действительно не поступал. В спорный период организация регулярно запускала обмен по проактивному процессу, однако никаких сведений и запросов из фонда не получала. Запрос фонда был загружен в систему страхователя только спустя 10 дней с момента формирования СФР первоначального запроса. В этот же день в СФР были направлены все сведения, необходимые для назначения и выплаты работнику пособия.
Арбитражные суды всех трех инстанций поддержали организацию-страхователя, признав, что оснований для наложения штрафа у СФР не имелось. Суды решили, что трехдневный срок для представления таких сведений следует рассчитывать не с момента направления СФР соответствующего запроса, а с момента получения данного запроса организацией-страхователем. В результате штраф был отменен. Схожие решения по подобным спорам принимают и другие арбитражные суды (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2024 №Ф05-16659/24).
Что делать страхователю, получившему штраф от СФР
Накладывая на страхователей штрафы, должностные лица СФР используют преимущественно формальный подход и не могут разбираться в конкретных причинах несдачи сведений той или иной компанией. Поэтому не стоит исключать вероятность привлечения к ответственности за несдачу сведений в СФР по причине технического сбоя.В то же самое время, как подтверждает судебная практика, шансы отменить такие штрафы СФР в судебном порядке у добросовестных страхователей довольно высоки. Отменить или уменьшить штраф помогут письма и подтверждения о произошедшем сбое от операторов ЭДО, скриншоты ошибок, выдаваемых программным обеспечением, а также письменные ответы самого СФР, касающиеся неполадок, препятствующих своевременному направлению сведений.